Два региона – Татарстан и Башкортостан – уже запланировали строительство 2 комплексов этилена мощностью по 1 млн. тонн до 2015 года.
Конкурентоспособность комплексов на внутреннем и внешнем рынках, особенно в связи с вступлением России в ВТО, может быть обеспечена лишь при наличии 1-2 мощных источников сырья. Более того, без создания таких новых источников не может идти речи не только о расширении производственной базы ПФО, предусмотренной планом, но и о сохранении прежних объемов производств. Сегодня дефицит этилена в ПФО превышает 1 млн. тонн, а для обеспечения текущего производства предприятия вынуждены «собирать» сырье из десятков источников.
Наиболее эффективным способом обеспечения комплексов этилена в ПФО сырьем представляется запуск проекта продуктопровода ШФЛУ «Западная Сибирь – Урал – Поволжье». С учетом запланированного трехкратного роста производства этилена в РФ запуск такого проекта представляется неизбежным.
Имеются ли необходимые объемы углеводородного сырья в Западной Сибири? По данным Счетной палаты РФ, содержащимся в отчете от 25 февраля 2010 года, лишь 53,6% добываемого в России НПГ перерабатывается. Существующие ГПЗ недозагружены и могут увеличить прием НПГ на 25%, а с учетом резервных мощностей – на 35-40%. В 2008 году в России сожжено в факелах, по разным оценкам, от 12 до 20 (Минприроды) и даже 50 (WWF) млрд. м3 ПНГ.
Стоимость сожженного за 1 год газа составляет от 40 до 172 млрд. долларов.
Правительства Башкортостана и Татарстана обратились к правительству РФ с предложением создать концессию с государственным участием для проектирования, строительства и эксплуатации продуктопровода «Западная Сибирь – Урал – Поволжье». В качестве акционеров концессии представляются федеральное правительство (51%), правительства регионов, по территории которых проходит продуктопровод, а также компании, ведущие добычу, переработку углеводородов, являющихся сырьем для ШФЛУ-продуктопровода.
С целью обеспечения недискриминационного доступа к транспортной системе доля одной компании не должна превышать 10%. С целью привлечения кредитных ресурсов для финансирования строительства (по предварительной оценке – от 90 до 110 млрд. руб.) на срок до 12 лет целесообразно предоставление гарантий субъектов Федерации – участников концессии, или правительства РФ. Татарстан и Башкортостан приступили к формированию координационного совета проекта.
|