“Газпром” мог выплатить Statoil около $340 млн за долю норвежской компании в Shtokman Development AG. Примерно за те же деньги долю Statoil у “Газпрома” может купить Shell, которая, как и оставшаяся в консорциуме Total, заинтересована в расширении газовых проектов в России, рассчитывая, что заработает хотя бы один, считают эксперты, пишет “Коммерсантъ”.
В отчете “Газпрома” по МСФО за второй квартал, опубликованном в пятницу, сообщается, что концерн в сентябре оплатил долю Statoil (24%) в Shtokman Development AG “денежными средствами” и “по минимальной цене, определенной акционерными соглашениями”, доведя свою долю до 75%. Соглашение между “Газпромом”, Statoil и французской Total истекло в июне, после этого иностранные партнеры должны были передать свои акции российской монополии. Пока это сделала только Statoil, Total сохраняет в проекте 25%. На каких условиях Total продолжает владеть акциями, в компании не комментируют.
Передав свои акции “Газпрому”, Statoil объявила, что списала примерно $340 млн, затраченных на проект. В Shtokman Development AG тогда сообщили, что доля норвежской компании передана “Газпрому” в управление. Ранее в Statoil уже заявляли, что рассчитывают на частичную компенсацию своих затрат, но о том, что такой механизм предусмотрен акционерным соглашением, стороны не сообщали.
О какой сумме идет речь, представители “Газпрома” и Statoil не уточнили. В Statoil лишь отметили, что “предприняли необходимые шаги для защиты своих инвестиций”. “Газпром”, скорее всего, оплатил Statoil ее вложения в полном объеме, считает Сергей Вахрамеев из ИФК “Метрополь”. “Вероятно, это и есть минимальная цена, которая позволила Statoil выйти в ноль, а “Газпрому” не переплачивать”,— полагает эксперт.
По мнению Виталия Крюкова из “ИФД-Капитала”, исходя из оценки доли Statoil, общие затраты на Штокман могут сейчас достигать $1,4 млрд. Выход из проекта Total будет стоить “Газпрому” тех же $340-350 млн, добавляет он. Но такой вариант маловероятен, считают эксперты. Скорее, место Statoil в консорциуме займет новый инвестор, например Shell, которая как минимум заплатит “Газпрому” деньги, ушедшие на компенсацию норвежской компании, полагает Сергей Вахрамеев. О том, что Shell может войти в проект по разработке Штокмана, стало известно летом, но в Shell и “Газпроме” переговоры никогда официально не подтверждали. Представитель Shell в СНГ Максим Шуб сказал”, что “компания заинтересована в расширении сотрудничества с “Газпромом” в газовых проектах на территории России”, но комментировать переговоры по Штокману отказался.
Формальный выход Statoil из Shtokman Development AG не означает, что компания отказалась от проекта, с “Газпромом” ведутся переговоры о новых условиях, говорят в Statoil. Но у норвежской компании сейчас много других проектов, они подписали соглашение с “Роснефтью” о разработке в России шельфовых месторождений нефти, что может стать для них альтернативой Штокману, считает Сергей Вахрамеев. Statoil в меньшей степени заинтересована в газовых проектах, в то время как Total уже участвует с НОВАТЭКом в проекте “Ямал СПГ”, а Shell с “Газпромом” — в проекте “Сахалин-2″, для них это одно из стратегических направлений, согласен Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Именно поэтому, считает он, Total ждет решения о судьбе консорциума, не выходя из Shtokman Development AG.
Интерес иностранных инвесторов к Штокману сохраняется из-за обещанных властями налоговых льгот для работы на арктическом шельфе, решение по которым ожидается в ближайшее время, говорит господин Нестеров. Но затем встанет вопрос о рынках сбыта, сейчас в приоритете страны АТР, но там есть конкуренция, в том числе со стороны “Ямал СПГ” и проекта “Газпрома” по строительству завода СПГ во Владивостоке. “Трудно представить, что при таких объемах газа и конкуренции на рынке заработают все три эти проекта, поэтому иностранные инвесторы хотят участвовать в нескольких, рассчитывая, что будет реализован хотя бы один”,— резюмирует эксперт.
|