«Спросил меня однажды шейх: «Хочешь, я покажу тебе оружие, которое я приготовил для него (имеется в виду оазис эль-Маджмаа)?». Я сказал: «Да». Он ввёл меня в дом, где было много книг. И сказал он: «Вот, что мы приготовили для него».
В Хиджазе он увидел, что могилы сподвижников и членов семьи пророка почитают так, как следует относиться только к Господу миров. В Басре он встретился с ширком эпохи невежества, который не укладывается в сознании и противоречит шариату. То же самое происходило в Ираке, аш-Шаме, Египте, Йемене. Подобные порочные мысли ставились наравне с Книгой Аллаха и Сунной Его доверенного посланника, а также с наследием его богобоязненных сподвижников. Шейх увидел, что народ далёк от истинных законов религии и её духа, что народ не знает, для чего Аллах послал Мухаммада ко всем людям. Он убедился, что люди не знают о положении человечества во времена невежества, не знают, каким было ненавистное язычество.
Итак, что же из себя представляла Аравия!? В центре самая агрессивная пустыня, с редкими оазисами, до нефтебаксов там была сплошная нищета. Основными занятиями местных жителей были бедуинство и разбой, при том, что у разбойников был свой кодекс. Был ли у аравийцев Коран, да, будем считать, что был... Коран- чтение вслух, очень может, что их собирали и что-то им зачитывали. Прочитал это у Вадима Макаренко, что надо взять арабское слово, прочитать задом наперёд, что получается, Нарок, то есть
Нарицание, Завет или Закон, ну да, племена хоть и были дикие, но какие-никакие законы должны были быть, Коран у арабов вполне мог быть. Только вот этот Коран от современного отличается так же как планшетная доска от планшетного компьютера, хотя и то и то планшет.... и версий этого Корана было больше мазхабов, а мазхабов было больше, чем сейчас на порядок.
Был ли у арабов Ислам, ну да, наверное был, Ислам- покорность, предание себя Богу. Только тот ислам отличался от современного как младенец от старца, хотя человек один и тот же. А так Аравия пестрила обилием культов, как и полагалось в каждой деревне свой. Общество было примитивным, такими же были и верования: бедуины открыто приносили жертвы джиннам, солнцу, духам предков, но вполне себе могли называть это исламом.
По берегу Красного моря проходил путь благовоний, на нём выросли Мариб, Неджд, Мекка, Джидда и Ясриб, то есть основные города Аравии, Это был регион с жирком, особенно по местным меркам, здесь заправляли "египтяне", при апогее могущества Египта, Мекка превратилась в центр влияния, Египет тоже боролся за регион, на ровне с Персией, османами и ОИК. Фирма ЗАО "Путь благовоний" со временем трансформировалась в королевство Хиджаз.
Берег персидского залива номинально числился за Персией, контролировался эмиратом Ормуз с одноимённого острова (якобы от Ахура Мазда), населённого какими-то мандеями, гностиками по вероисповеданию, манихеи поди, да какой ещё Ислам, там верили кто во что горазд. Ормуз был центром работорговли (Оман-Португалия), разгромили его бритозы совместно с персами. Опорным и перевалочным пунктом персидского влияния был Бахрейн, но сухопутная региональная сверхдержава не могла поспеть за морским конкурентом, да по факту выжженный солнцем берег настолько мало кого интересовал, что бритозы развернули там свою деятельность, не встречая сопротивления. На территории современных ОАЭ намутили Договорной Оман- Пиратский берег. Лично был в Дубае, Шардже и Абу-Даби обходил кучу музеев, народ там жил крайне нище и крайне тяжело, зарабатывали добычей жемчуга- труд крайне сложный. Так вот заняв Бахрейн, бритозы стали пропускать персидского влияние на полуостров через свою призму. Вдобавок: "В самом нач. 18 в. из Неджда (Аравийский полуостров) на побережье Персидского залива переселилось племя утейба, руководимое такими крупными родами, как Аль Халифа, Аль Сабах, Аль Джалахима. Одно из подразделений племени утейба, бывшее под руководством рода Аль Халифа во главе с шейхом Ахмедом бин Мохаммедом Аль Халифа, перекочевало на полуостров Катар и обосновалось в посёлке Зубара, на северо-восточном побережье бухты Бахрейна." Что за "Исход" догадываетесь!?- новые господа подселили отморозков дабы старые аборигены были послушнее. Кстати, Бахрейн IX—XI века — центр государства карматов. Карматы- "чистые" самые настоящие мессиане, сидели и ждали "скрытого имама", полагаю, что с датами напутано и обитали они аккурат под британским протекторатом, Ахмад аль-Ахсаи (почитайте) явно из той оперы.
Побережье Индийского океана, вот здесь как раз два государства расположились Оман и Йемен, у обоих стран неясная этимология, но по факту корневая основа одинакова М и Н. Хотя доминировал по факту Маскат.. В общем про Оман сказано выше, не будем повторяться, Йемен- продолжение "пути благовоний" до порта Адена (то есть самая причина внимания) да плюс остров Сокорта, с которого Баб-эль Мандеб контролировался, то есть самые жирные куски. Вот кстати, Йемен в 18-19 веках был крут, о чём свидетельствуют культура и архитектура, но вот сейчас это самая бедная страна на полуострове, просто не повезло с нефтью, и мореходство шагнуло вперёд, что в Йемене можно и не останавливаться.
С северо-запада через ближний Восток подкрадывалась Османская империя. И в центре всего перечисленного был Неджд. Агрессивный как окружающая пустыня, никому не нужный как песок в бархане, и при этом абсолютно свободный как ветер. Неджд, кстати, в переводе "возвышенность", то есть населяли его горцы. И вот на них, проживающих вдали от роскоши Меки и Омана, британцы и сделали ставку.
Мухаммад Аравийский
Итак, наш первый герой Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид аль-Мушаррафи ат-Тамими a.k.a. имам ат-Тамими. Фигура для Саудовской Аравии знаковая немного более, чем полностью: теолог и основатель ваххабитского движения, а также на пару с Мухаммадом ибн Саудом соавтор Саудовской Аравии и ключевая фигура в закреплении ваххабизма в качестве государственной религии, его потомки- Аль-Шейх- религиозная династия Саудовской Аравии (сосредоточившая в своих руках духовную власть, уступающая в королевстве Саудам только по престижу, но никак не по влиянию). То есть преемственность современной элиты Саудовской Аравии с Мухаммадом на поверхности и соответственно историю Мухаммада записала, отредактировала и прочитала нам эта самая элита.
Разберём для начала его имя: Мухаммад- "Достойный хвалы", далее пошло сын, внук правнук и прочее из рода Мушаррафи, племени Тамими. "Достойный хвалы"- ну это явный эпитет, если даже звание, и вполне мог получить "по ходу карьеры", а не при рождении. Род и племя что надо, истинные Неджд, дедушка- богослов, папа- богослов и шариатский судья. Название течение получило выходит по отчеству: Ваххаб- "Дарующий". Пробежимся по биографии, лень было самому редактировать поэтому скопипастил у skunk_69:
"После обучения в Медине, Ибн Абд аль-Ваххаб перебрался в Басру, где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начал свою проповедь об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества. Довольно смелые идеи по «очищению» ислама не встретили поддержки у жителей оазиса, в результате возникших разногласий он был изгнан и после скитаний он возвращается в Уяйну где местный вождёк Ибн Муаммир приютил будущего "пророка Мухаммеда" (Магомеда). Но проповеди этого талантливого оратора привели к тому, что началось уничтожение местных святилищ и мавзолея местного святого, было введено наказание побиением камнями за прелюбодеяние, которое и стало последней каплей для местного «правителя» и будущего пророка опять вышвырнули.
Встреча с Мухаммадом ибн Саудом Аль Мукраном эмиром Эд-Дирьи изменила и жизнь пророка и историю ислама, и Аравийского полуострова. К тому времени это был бедный городок, нищие жители которого и его окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы, и принцип единобожия, стали стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории. Первое время Мухаммад ибн Сауд проводил свои набеги в союзе с Ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Уяйны с Ибн Абд аль-Ваххабом, привели в конечном счёте к открытому конфликту, и Усман ибн Муаммар был убит прямо во время пятничной молитвы. Через 10 лет эмират Уяйна полностью лишился независимости.
К 1765 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде оставался эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он вскоре был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей. В 1765 году Ибн Сауд умер и эмиром стал его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма скончался в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторглись уже в Восточную Аравию."
Добавлю сюда, что после изгнания из Уйяны, он перебрался в Хураймалу, где судьёй был его папа (кстати, папу звали Абд — слуга или раб, мне кажется немного странно, может из усыновлённых!?), где вновь развернул свою деятельность, но после смерти папы, был вновь изгнан, вот так-то не терпели его простые смертные без дубинки охраны.
Ну и что!? Вам никого эта биография не напоминает!? Да-да он самый. Как так вышло!? Ну читайте выше: потомки героя нашего повествования заправляют идеологией в королевстве, где практически на наших глазах создаётся своя версия ислама. Где-то биографию Мухаммада подгоняли под образ мессии, а где-то и наоборот, биографию Мухаммада оформили в красках для более колоритной Мекки и пустили в тираж. И разных совпадений там много, например женитьба на богатой торговке и овдовение, но это не во всех вариантах его биографии, поэтому приводить не буду. И да, сколько там по официальной версии уже ислам на полуострове доминирует!? Так с какими идолопоклонниками могли Сауды воевать!? Но если принять как факт, что Мухаммад ибн Абд Ваххаб и есть тот самый, то многое встаёт на свои места, ну например вот этот персонаж: Мусалийма- лжепророк из Уяйны, объявивший, после смерти себя пророком божества Рахмана и развязавший войну против мусульман. География событий и масштаб трагедии становятся куда более реалистичными, не надо гонять многотысячные орды в жару по пустыням, всё происходило под боком- чисто по- соседски, практически семейные разборки.
И этот пророк действительно изменил ислам. Ислам, конечно был и до него, но на уровне местных верований и сект с собственными местными трактовками. Мухаммад же разработал версию (может и получил готовую. Магомет же тоже Коран от Джабраила, то есть юзал готовый продукт), пригодную для государства. Ваххабизм, хотя стоп, Салафия (вера предков) -стала идеей сплотившей вокруг себя арабов и начавшей "арабскую экспансию". Не рискну назвать Салафию первой, возможно, что ибадизм имеет больше оснований на это звание. И как же неправы, те кто говорят, что ваххабиты разрушали единый исламский мир, нет, они его начинали создавать. Затем эту идеологию забродившую на нефтебаксах развезло до несусветных понтов, и что было бы с Мухаммадом узнай он, во что превратилось его учение, представить трудно, но подобная эволюция скорее закономерность для всех идеологий.
Немного о географии походов Мухаммада: Уяйна- 30 км от Эр-Рияда население сегодня- 4000 человек на пару с соседней деревней, есть оговорка, что эпидемии и войны уничтожили город но..., Эд-Диръия- это западная окраина Эр-Риада, нашёл данные на 1852 год население современной столицы было 8500 человек. Ну то есть хорошо представили масштабы произошедших событий? Его "более поздний" тёзка-конкурент "из северных" Мухаммад ибн Абдуллах Эр-Рашид работал масштабнее и сам прессовал Саудитов но вот цитата: "дружина эмира составляла около 200 человек, из них 20 самых надежных составляли его личную охрану. Многие дружинники вышли из абдов (рабов). Из их числа Мухаммед назначал чиновников и высших военачальников." 200 человек- 2 пехотные роты. То есть когда учёные пишут об эпохе кровавых междоусобиц на полуострове, понимайте, что там с десяток аборигенов друг дружку гоняли, и то когда не жарко и когда работы не было. Вот тёмно-тёмно-зелёное пятнышко посреди карты видите!? ну вот всё там и происходило. Это к вопросу зачем из Муххамада, того самого было делать. Суть в том, что пророков местного масштаба было много и даже очень, Мухаммад на копьях Саудов стал святым в Эр-Рияде и его окрестностях, но его надо было сделать и фигурой и для Мекки.
Ну а непосредственно ваххабиты ... Ну например "1800. Сокорту на короткое время захватывают ваххабиты" это остров сверхстратегического значения, этакий местный Гибралтар, не нашёл описания операции, ну не очень и искал, кто освободил остров!? "Сокотра была захвачена англо-индийским морским десантом Ост-Индийской компании", затем "После захвата Адена англичане оставляют Сокотру.". Привёл этот момент, так как уникален, взять такой стратегический пункт, ваххабитами... Ваххабиты брали и Кербелу и Кувейт и Бахрейн и везде за ними шли бритозы (а сейчас что по другому?). Ещё один ньюанс, помните карматов, тех что в Бахрейне засели!? Так вот: "В 930 году карматы во главе с Абу Тахиром аль-Джаннаби захватили Мекку, ограбили Каабу и увезли Чёрный камень в Бахрейн, продержав его у себя 22 года. В 951 году после уплаты большого выкупа камень был возвращён в Мекку". Выскажу свою версию: карматы- "чистые", это те же салафиты, просто находясь под боком у бритозов вели себя немного по-другому. Их предводитель Абу Тахир- саудит: сын Абу-Саида (это официальная версия), очень вероятно, что те самые утейба переброшенные из Неджда в Бахрейн. Захват Мекки состоялся уже после поражения Египта от осман, ориентировочно в середине 19в и Каабу объявили вне ислама- имам ат-Тамими своей не приязни к нему нисколько не скрывал: "нет Бога, кроме Бога", причём здесь камень. Но вера в этот камень была настолько сильна в Хиджазе, что пришлось пойти на уступки и вернуть его (ни в какой Бахрейн его полагаю не возили, просто от людей не пускали), а происшествие списать на карматов и отправить в глубокую древность.
Теперь к основному моменту. После изучения движения, мне практически сразу стало очевидно, что ваххабиты действовали заодно с бритозами. Начал углубляться наткнулся на книгу "Признания английского шпиона", ну сама книга- явный подлог и "шиитская провокация", к тому же грязная- пассивный гомосексуалист пророка на путь наставлял- знают как за живое задеть, но доля правды в сказанном велика, очень велика, иначе бы такой резонанс не вызвала. Сам Мухаммад мог и не быть не кем завербован, блаженный же, но по факту озарение пришло к нему в Басре (там оно ко многим приходило), где бритозы орудовали давно и вовсю. Вообще прихожу к выводу, что именно в Басре были сформированы основные течения ислама. .
Повторюсь, Мухаммад мог быть чист и не работать на бритозов (а мог и работать), кто же тогда!? А Саудиты. Где квартировались Саудиты во время военных неудач!? Когда Мухаммад северный со своими двумя сотнями придёт или какие египтяне!? В Кувейте на британских военных базах (аккурат рядом с Басрой где Мухаммад просветлялся, всё рядом). Мухаммад ибн Сауд, наверняка вымышленный персонаж, подумала правящая династия, раз "Аль Шейх" от Мухаммада происходят, мы-то чем хуже. Сергей skunk_69 выдвинул теорию, что Сауды, это просто Южные от аглицкого south (сауз) или ещё какого "зюйд" не берусь утверждать, но довольно правдоподобно (то есть все вопросы к Сергею :D). Вот соседний независимый Оман добили, потом возглавили и проводили пробританскую политику Саиды. Ну сами Сауды про- британские/американские до сих пор.
Теперь к вопросу о датах
Знаете кто это? А это и есть Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб, да-да это фотография, она отсюда
где он якобы с "тем самым пассивным гомосексуалистом (по заданию в зад ради британии, так он примерный семьянин) шпиёном Хемпером. Если фото подлинное (моё мнение, что да, только без всяких Хемперов, тут парни покруче), то всё произошедшее аккурат ложится на середину XIX в. Цинус в том, что датировка жизни Мухмаммада ибн Абд Ваххаба была построена отталкиваясь от дат его путешествия за пределы Арабского полуострова, описанного... Давидом Самуэлем Марголиусом, который в своих трудах "изложил рукопись неизвестного автора "Блеск метеора", труды этого "Миссионера" подвергались критике миллион раз, но уже стали догмой. Я не нашёл данных выезжал ли он за пределы Лондона, но он довольно не плохо разоблачал исламские подделки в поэзии и "He identified a business letter written in the Judeo-Persian language". Стоит ли ещё что-то добавлять.
Вся возня, растянутая на бумаге на 200 лет, являлась локальными стычками бритозских Саудов , протурецких Джемаль-Шаммар северян, проегипетского Хиджаза и кучи мелких шейхов и эмиров, не представляющих для взрослых особого интереса, и потому без крыши сопротивлявшихся не долго.. И Сауды стали во главе королевства, не потому, что они победили, а потому что UK сперва по факту взяв под контроль Суэцкий канал выключила из игры Египет, а затем во время ПМВ ликвидировала Османскую империю. А судя по агрессивному вмешательству Саудитов в дела Йемена и Бахрейна, можно сказать, что процессы ещё не остановлены.
|