На фоне снижения цен на нефть некоторые нефтедобывающие страны получают историческую возможность сократить энергетические субсидии, которые столь обременительны для государственных бюджетов.
Правительства Габона, Анголы и Индонезии ощущают падение нефтяных доходов и решают резко сократить субсидии на топливо на внутреннем рынке. Аналогичные шаги рассматривает и правительство Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).
Снижение цен на нефть “дает каждой из стран возможность оценить целесообразность субсидий”, заметил министр нефтяной отрасли Бахрейна Абдул Хуссейн бин Али Мирза на нефтяной конференции, которая прошла в марте в Бахрейне.
До последнего времени большинство стран, зависящих от нефтяных доходов, не проявляли желания резко сокращать субсидии, опасаясь беспорядков. В частности, правительство Нигерии было вынуждено отменить сокращение субсидий после волнений, прошедших в 2012 году.
“Настало время для того, чтобы проверить (на практике) новые идеи”, – сообщил генсек ОПЕК Абдалла Салем Аль-Бадри на бахрейнской конференции в интервью Wall Street Journal.
Для нефтяных экспортеров “низкие цены предоставляют очень хорошую возможность отменить субсидии с меньшими политическими потерями”, отметил Оливье Бланшар, главный экономист Международного валютного фонда (МВФ). Аналогичную мысль выразил руководитель сырьевого департамента МВФ Рабах Арезки в своем блоге, опубликованном на веб-сайте ОПЕК в декабре.
Нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Северной Африки, на которых приходится основная часть добычи ОПЕК, ежегодно в совокупности направляют на топливные субсидии около 200 млрд долларов, согласно оценкам Международного энергетического агентства (IEA).
Такие субсидии, которые обычно направляются на моторное топливо или электроэнергию, выгодны гражданам стран-экспортеров нефти. Население таких стран растет и становится более зажиточным. Однако стимулирование внутреннего потребления нефти сокращает объем нефтяного экспорта. Между тем, поскольку цены на нефть снизились примерно наполовину против уровней 9-месячной давности, правительства нефтедобывающих стран могут позволить себе уменьшить субсидии.
Джон Холл из британской консалтинговой компании Alfa Group, давно наблюдающий за действиями ОПЕК, считает, что на фоне снижения цен на нефть нефтедобывающие страны могут сократить субсидии, и этого никто не заметит. Если субсидии не будут сокращены, то страны-экспортеры могут потерять значительную часть нефтяных доходов в случае нового снижения цен.
В январе правительство Индонезии отменило субсидии на бензин и резко сократило субсидии на дизельное топливо. Президент Индонезии Джоко Видодо объяснил такой шаг желанием направить больше средств на инфраструктурные проекты, которые могут поддержать экономику.
Правительство Габона в январе объявило о скорой отмене субсидий на бензин и дизельное топливо. Пока субсидии не отменены, однако у правительства страны, по всей видимости, нет выбора. В февральском отчете МВФ отмечается, что снижение цен на нефть негативно отразилось на доходной части государственного бюджета Габона, которая на 4/5 зависит от экспорта нефти. Ожидается, что в этом году профицита бюджета Габона уже не будет и возникнет дефицит бюджета.
Согласно отчету МВФ, топливные субсидии в 2013 году только в Габоне составили 220 млрд франков КФА (около 368 млн долларов). В этом году, как ожидается, объем субсидий составит 24 млрд франков КФА ввиду снижения цен на нефть, благодаря которому необходимость в субсидиях снизилась, а их стоимость сократилась.
В декабре Ангола, второй по объемам производитель нефти в Африке, повысила цены на бензин и дизельное топливо на 20%, снизив нагрузку на бюджет страны. В 2014 году 3,7% ВВП страны уходило на обеспечение топливных субсидий. Президент Жозе Эдуарду душ Сантуш предупредил граждан страны, что возможно очередное сокращение субсидий в этом году ввиду снижения цен на нефть.
ОАЭ также рассматривают возможность сокращения топливных субсидий. В большинстве случаев данные субсидии обеспечивают дешевое топливо для многочисленных трудовых мигрантов, проживающих в стране.
“Субсидии (топливные) поощряют пустую трату энергоносителей, и нам (странам Персидского залива) нужно решить данную проблему”, – заявил в марте Сухэйль Аль-Мазруи, министр нефти ОАЭ.
По данным Минэнерго США, потребление нефти в ОАЭ за последние 30 лет выросло в 10 раз. В настоящее время потребление нефти в ОАЭ составляет 20% общего объема добычи страны.
Власти Ливии, где не прекращаются боевые действия, также рассматривают возможность сокращения топливных субсидий. Они обходятся бюджету страны примерно в 800 млн динаров (571 млн долларов) в год. Предлагается ограничить субсидии путем введения персональных смарт-карт, ограничивающих потребление автомобильного топлива гражданами страны.
Снижение цен на нефть в целом упростило отмену топливных субсидий, однако в некоторых нефтедобывающих странах она все-таки вызвала недовольство населения. Так, в Кувейте, где дефицит бюджета, согласно расчетам, в следующем налоговом году может составить 8,23 млрд кувейтских динаров (27,2 млрд долларов), цены на дизельное топливо в январе выросли в три раза. После жесткой критики со стороны местного парламента правительству Кувейта в марте пришлось снизить цены на топливо. Тем не менее, цены остались в два раза выше по сравнению с декабрем прошлого года.
В некоторых странах рассматривается возможность отмены субсидий для более зажиточной части населения, которые больше всех выигрывают от низких цен на топливо. При этом предполагается, что менее зажиточные слои будут по-прежнему пользоваться субсидиями или получат дополнительные льготы вместо субсидий.
Министр нефти Габона Этьен Нгубу заявил, что правительство страны желает компенсировать негативные последствия для бедных слоев населения вследствие отмены топливных субсидий. “Будут приняты соответствующие меры”, – отметил он. Возможно, правительство Габона улучшит инфраструктуру общественного транспорта и сделает медицинскую помощь более доступной.
Власти Ирана в 2010 году повысили цены на топливо в стране, однако попытались компенсировать отмену субсидий путем прямых выплат населению. Сначала правительство планировало перечислять денежные средства беднейшим слоям населения, однако в последствии было вынуждено выплачивать компенсацию всем гражданам страны, поскольку оно было не в состоянии точно определить уровень доходов отдельно взятых семей.
Другие нефтедобывающие страны не могут позволить себе такую роскошь. В настоящее время Бахрейн “обеспечивает (топливные) субсидии для богатых и бедных”, отметил министр нефти королевства в интервью Wall Street Journal. Однако “в будущем субсидии будут получать только бедные”, добавил он.
|